Назад к верхней части страницы

Таможенное оформление запчастей

Оставьте заявку


    Статья актуальна на момент: 1 января 2022 года

    Запчасти были и будут крайне востребованными на рынке сложных технических изделий РФ до тех пор, пока на балансе российских предприятий остается импортное оборудование, для которого они и поставляются. Фактически на этом рынке наиболее широко представлены запчасти для механических и электронных изделий.

    Договорной статус ввозимых запчастей - основа таможенной процедуры

    Запчасти ввозятся как под заказы частных лиц, так и юридических. Последние могут ввозить запчасти для осуществления ремонта как разновидности хозяйственной деятельности, для собственных нужд (ремонт собственного оборудования), либо для дальнейшей реализации. В целом можно выделить не менее 8 различных мотиваций для заключаемых договоров по ввозу запчастей, от которых в дальнейшем будет зависеть выбор процедуры для таможенного оформления.

    Заказчиками запчастей выступают судостроительные и судоремонтные верфи, осуществляющие ремонт либо строительство флота, в том числе и по заказам зарубежных судовладельцев. Для такого вида деятельности наиболее экономически оптимальным может оказаться таможенная процедура переработки на таможенной территории. Именно такая таможенная процедура при соблюдении ряда требований позволит предприятию-импортеру получить полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также от применения мер нетарифного регулирования.

    Если речь идет об импорте запчастей к авиатехнике (840910000) для целей их замены во время авиаремонта, то и здесь есть свои особенности. Законодательство РФ освобождает «авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или при условном выпуске таких товаров …» от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

    Массовый импорт запчастей производят зарубежные автоконцерны, локализовавшие свои производства на территории РФ.

    Запчасти могут оформляться по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, а в отдельных случаях в целях снижения налогового бремени при ввозе — по процедуре переработки для внутреннего потребления в соответствии с положениями Главы 26 ТК ЕАЭС.

    Процесс растаможки запчастей состоит из нескольких этапов, каждый из которых требует предельной ответственности и внимания.

    Классификация машин и оборудования

    Машины и механизмы составляют одну из самых больших групп готовых изделий и компонентов в структуре единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Основная их часть отражена в разделе XVI ТН ВЭД.

    ЕЭК принята Рекомендация Коллегии Комиссии от 7 ноября 2017 года № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).

    Согласно примечанию 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС и аналогичному примечанию ГС термин «машина» означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарную позицию группы 84.

    Для максимально точного определения кода ТН ВЭД от продавца потребуется:

    • техническая документация на товары (чертежи и описание);
    • информация о материалах изготовления;
    • cведения об сфере применения.

    Кроме этого, по запросам ФТС могут быть дополнительно запрошены пояснения, выдержки из каталогов, информационные письма производителя с переводом.

    По заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путём принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершённом виде (пункт 1 статьи 21 ТК ЕАЭС).

    Классификация запасных частей

    Порядок классификации запасных частей машин и оборудования определен пунктом 111 Распоряжения ФТС России от 15.08.2014 № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров».

    Особенность подбора кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда будет зависеть от функции запчастей в составе комплектуемого изделия, а также от кода самого комплектуемого с их помощью оборудования. Запчасти могут выступать в качестве «части общего назначения» в установленном ТН ВЭД значении и поставляться отдельно от оборудования, для которого они предназначены. Если декларант сумеет обосновать, что определенная деталь предназначена исключительно для конкретного оборудования и никак не может быть использована иначе или в составе другого оборудования (запасные части, пригодные исключительно или главным образом для использования в определенной машине), то тогда она будет классифицироваться так же, как и само оборудование. В случае если запасная часть может иметь универсальное применение в различных машинах и механизмах, то ее необходимо относить к отдельно поставляемым частям, которые сами по себе являются товарами, классифицируемыми в одной из товарных позиций раздела XVI ТН ВЭД ТС (кроме товарных позиций 8487 и 8548 ТН ВЭД ТС).

    Данные части во всех случаях классифицируются в определенных товарных позициях даже при условии, что эти части специально разработаны для использования в конкретных машинах и устройствах. В частности, это распространяется на следующие изделия:

    • насосы и компрессоры (товарные позиции 8413 и 8414 ТН ВЭД ЕАЭС);
    • оборудование для фильтрования (товарная позиция 8421 ТН ВЭД ЕАЭС);
    • подъемно-транспортное оборудование (товарные позиции 8425, 8426, 8429 ТН ВЭД ЕАЭС);
    • краны, клапаны и т.п. (товарная позиция 8481 ТН ВЭД ЕАЭС);
    • трансмиссионные валы, коленчатые валы, корпуса подшипников, подшипники скольжения, зубчатые колеса в сборе с валами и зубчатые передачи (включая фрикционные передачи, коробки передач и другие редукционные механизмы), маховики, шкивы, блоки шкивов, муфты, устройства для соединения валов (товарная позиция 8483 ТН ВЭД ЕАЭС); и др.

    Если же в качестве целевого товара, под который ввозятся запчасти, рассматривать только изделия из XVI Раздела (МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ; ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; ИХ ЧАСТИ…), то все прочие запасные части к машинам этого раздела XVI (не входящим ни в какую-либо товарную позицию раздела и непригодные исключительно или главным образом для использования в определенной машине), должны классифицироваться в «корзиночных» товарных субпозициях: 848790, если они неэлектрические, или/и 854890, если они электрические.

    В общем случае уточнение алгоритма классификации запчастей можно провести на уровне пояснений к ТН ВЭД, которые одобрены решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 №851 (ред. от 31.01.2017), возможно с привлечением Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС (6 ОПИ ТН ВЭД). В иных ситуациях уже потребуется обращение к базе классификационных решений таможенного органа.

    Инструменты, необходимые для сборки или обслуживания машин, должны классифицироваться вместе с этими машинами, если импортируются вместе с ними. Сменные инструменты, импортируемые с машинами, также должны классифицироваться вместе с ними, если инструменты составляют часть обычного оборудования машин и обычно продаются вместе с ними.

    Судебные прецеденты по классификации запчастей

    Позиция таможенного органа, по сути выводящая часть товаров из-под действия «общего подхода», вытекающего из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, провоцирует ряд декларантов на обращения в суды как для оспаривания назначенного таможней кода, так и самого параграфа 111 Распоряжения ФТС России от 15.08.2014 № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров» в целом. Стоит отметить, что судебные решения пока поддерживают позицию ФТС.

    В качестве примера подобного спора можно привести Дело №А45/5958 2018 г. и принятое по нему решение арбитражного суда г. Новосибирска от 04 июня 2018 года. Общество с ограниченной ответственностью «XXX» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском «о признании недействительным и незаконным предварительного решения СТУ ФТС от 08.08.2017 №RU/10600/17/0027 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, об обязании управление изменить предварительное решение о принадлежности Роликового круга опорно-поворотного устройства шагающего экскаватора к товарной субпозиции - подшипники с цилиндрическими роликами - прочие 84825 00 009», на товарную позицию 8431 - «Части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 — 8430».

    В предварительном решении таможенный орган пришел к выводу, что роликовый круг для шагающих экскаваторов по своему конструктивному исполнению, месту расположения и функции является опорным роликовым подшипником качения и относится к классификационному коду товара 8482500009 - прочие подшипники с цилиндрическими роликами по ТН ВЭД, таможенная пошлина которого составляет 10% от стоимости товара, вместо того, чтобы признать его частью товарной позиции 8429 «Бульдозеры с поворотным отвалом, грейферы, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные», на которую установлена таможенная пошлина 0% и на которую не распространяется антидемпинговая пошлина.

    В итоге суд пришел к выводу, что предварительное решение СТУ ФТС от 08.08.2017 по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС является правомерным и соответствующим требованиям действующего таможенного законодательства именно на основании пункта 111.2 вышеуказанного Распоряжения ФТС.

    ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА РАСЧЕТ СТОИМОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОСТАВКИ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГРУЗОВ!

    По телефону:

    +7 (812) 385 11 20

    (многоканальный)

    По электронной почте:

    info@importo.spb.ru

    Или онлайн:

      I confirm my consent to the transmission of information in electronic form (including personal data) via open communication channels via the Internet, as well as to the processing of personal data