Special vocabulary glossary

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг и оплата по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги) определяется Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» (принят Гос Думой 11.06.2003г).

Документы, необходимые при любом виде перевозки: инвойс (Invoice), упаковочный (packinglist), спецификация (specification).
Виды международных перевозок – виды документов:
1. Автомобильные перевозки — автодорожная накладная (CMR, TIR)
2. Железнодорожные перевозки — жд накладная
3. Авиа перевозки — авиагрузовая накладная (Airway bill)
4. Морские перевозки — коносамент (Bill of Lading), фрахтовый/ грузовой билет (паромы)

Инвойс (Invoice) — счет, счёт-фактура, который оформляется продавцом товара покупателю за определенную партию товара. Инвойс («invoice» — англ., «rechnung» — нем., «lasku» — финск., «factura» — исп., «fattura» — итал.) — грузо-сопроводительный документ. Счёт-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. Фактурная цена указывается согласно условиям договора. Помимо своего основного назначения счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

Упаковочный лист (Packinglist) — список позиций груза с указанием номеров мест, в которые они упакованы, и весом каждого места. Упаковочный лист — грузо-сопроводительный документ, который является дополнением к счет-фактуре.

Спецификация (Specification) — перечень поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей.

Автодорожная накладная (CMR) — международная товаротранспортная накладная. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией КДПГ (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.

Авиагрузовая накладная (Airwaybill) — документ, который выписывается грузоотправителем или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. Содержание накладной: наименование авиа портов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и т. д. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки. Она может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.

Коносамент (Bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Транзитная декларация (T-1) должна сопровождать (по территории Евросоюза) все грузы неевропейского происхождения (например, из США, Азии и т.д.) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse).Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора — если груз пришел с таможенного склада внутри ЕС. На авиагрузы/грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕC, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.

Экспортная декларация (EX-1) для грузов, произведённых и проданных из стран (ЕС), — это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. Экспортная декларация относится к важнейшим таможенным документам и необходима для законного вывоза товара страны-экспортера в страну-импортера. В данной бумаге экспортер уведомляет таможенные власти о вывозимой продукции, предоставить транспортные услуги и полную информацию о них. Согласно международному своду правил INCOTERMS, оформлением экспортной декларации должен заниматься либо продавец товара, либо его покупатель. Причем если данную функцию выполняет покупатель, то он перепоручает обязанность составления декларации компании, перевозящей или (и) экспедирующей груз. У организации, оформляющей экспортную декларацию, должна быть соответствующая лицензия на этот вид деятельности.

Каждая страна или группа стран, имеющая общее таможенное законодательство (как ЕЭС) разрабатывает свои правила экспортного декларирования и формы деклараций. Поэтому, планируя вывоз товаров из той или иной державы, необходимо ознакомиться с действующими там нормативами.

Так, в ЕЭС экспортные декларации заполняются в электронном виде. Существует общий для всех стран – участниц европейского экономического союза сервер, через который проходит оформление деклараций. Когда продавец или экспедитор оформляют документ на сервере, экспортная декларация является открытой и таможенный орган имеет право затребовать груз к досмотру. С пересечением государственной границы или при оформлении книжки МДП экспортная декларация закрывается. Для закрытия документа необходимо представить в таможенный орган распечатку декларации. На распечатке обязательно должен иметься шрих-код и номер экспортного отправления.

В соответствии с международными таможенными правилами экспортная декларация является подтверждением законности сделки. Кроме того, этот документ нужен продавцу товара для того, чтобы подтвердить нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Функции и оформление деклараций в каждом государстве свои, поэтому участнику внешнеторговой деятельности стоит изучить эти особенности.

Для российского импортера необходимо, чтобы поставщик оформил экспортную декларацию по всем правилам. Этот документ служит подтверждением таможенной стоимости продукции. Далеко не все зарубежные контрагенты охотно идут на то, чтобы предоставлять декларацию. Вот почему, заключая договор на поставку товаров из-за рубежа, имеет смысл сразу оговорить пункт по предоставлению декларации и закрепить его в письменной форме.

История перевозок началась очень много столетий назад, однако до сих пор сохранила свои первоначальные очертания. Ведь практически во все времена перевозка грузов имела важное значение для экономик государств и отдельного человека. Поэтому история перевозок – это процесс совершенствования технологий доставки грузов, в том числе способов транспортировки, складирования, упаковки и информационного обеспечения.

Международные грузоперевозки стали необходимы людям с того момента, когда появились различные государства и границы между ними. Доставка любого груза всегда была не простым, а иногда и опасным делом. В настоящее время международные грузоперевозки не столь опасны, как во времена караванов с верблюдами, но все же они доставляют порою много хлопот, знаний, благодаря чему появляется работа у экспедиторов, таможенных брокеров.

Международная перевозка (википедия) – это перемещение грузов и пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта и имеющее международный характер.

Существует несколько видов международных перевозок:

  • морские перевозки
  • железнодорожные
  • автомобильные перевозки
  • авиаперевозки
  • сборные перевозки

У каждого вида есть свои особенности, преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при выборе оптимального способа транспортировки.

Типы коносаментов:

  • Bill of lading to a bearer – коносамент на предъявителя. При наличии в статье «грузополучатель» термина «to a bearer» груз выдаётся любому лицу, первым предъявившему коносамент. В практике это встречается крайне редко.
  • Bill of lading to a named person – именной коносамент. В статье «грузополучатель» указывается конкретное юридическое или физическое лицо, которому надлежит выдать груз. При наличии в коносаменте именной передаточной надписи груз может быть выдан другому лицу.
  • Bill of lading to order – ордерный коносамент. Груз по нему выдаётся отправителю или получателю, либо на основании передаточной надписи (индоссамент), другому лицу, предъявившему коносамент. Передаточных надписей может быть несколько; груз выдаётся лицу, последнему указанному в ряду передаточных надписей.
    Пример применения ордерных коносаментов: Грузоотправитель продал груз, погрузил его на судно, но не получил деньги. Он даёт указание перевозчику оформить ордерный коносамент (т.е либо он сам будет распоряжаться своим товаром, либо за время пути судна в порт выгрузки он получит деньги, либо перепродаст груз кому-то другом). Как только грузополучатель получил деньги и/или просто принял решение, кому отдавать груз, он пишет официальное письмо на имя перевозчика с указанием всех реквизитов компании, на которую надо «раскрыть» коносамент, и к моменту прибытия судна в порт выгрузки, у судового агента готов комплект коносаментов. Бывает и по-другому, грузоотправитель не успел решить свои торговые вопросы до прихода судна в порт выгрузки, тогда коносамент остаётся ордерным, груз выгружается в зону таможенного контроля и перевозчик и его агент ждут указаний грузоотправителя, кому отдавать груз.
  • Insured bill of lading – коносамент застрахованный. Специальная разновидность коносамента, иногда применяется при оформлении перевозок в контейнерах. Представляет собой своеобразное сочетание коносамента и страхового полиса и служит не только доказательством приема груза к перевозке, но и одновременно удостоверяет его страхование.

Гаагские правила — основные положения, определяющие объем ответственности судовладельца при перевозке грузов по коносаментам, были выработаны Международной ассоциацией юристов и рассмотрены на конференции в Гааге в 1921 г. (отсюда и название — Гаагские правила).

Коносамент (Bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.

В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.

С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

1. Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.

2. Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

3. Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Линейные коносаменты – применяются при линейной форме организации перевозок, которая имеет место при необходимости перевозок большого количества мелких партий генеральных грузов (к которым в частности относятся и контейнеры). Разрабатывается одной стороной – перевозчиком и отражает «неторгуемые» условия перевозки. (см. конос cma cgm и обычный конос). В коносаменте указаны порты захода, продолжительность стоянки, наименование судов (прямых и фидерных, если груз перегружался (см. конос transfenica)). Может быть «бортовым», т.е выданным на груз, погруженный на судно, и «сквозным», подтверждающим, что груз получен к перевозке (в случае, если перевозчик предполагает везти его с перегрузкой) и свидетельствующим об условиях, на которых заключен договор перевозки. Также линейный коносамент является документом, подтверждающим факт наличия и содержания договора перевозки.

Трамповый коносамент — составляется на основании чартера и зачастую в «короткой» форме.>

Во всех коносаментах обязательно указываются статьи «Парамаунт клоуз», «Залоговое право», «Общая авария».

Содержание коносамента определено «Гамбургскими правилами» ровно как и ответственность морских перевозчиков.

Конвенция ООН о морской перевозке грузов «Гамбургские правила» (Гамбург, 31.03.1978г) – были определены в интересах собственника перевозимого груза, содержат изменения и дополнения к Гаагским правилам.

  • Линейные условия перевозок (Liner terms) – это условия перевозки грузов линейными судами.
  • CY (Container Yard, контейнерный терминал) – включает размещение контейнера на контейнерном терминале до погрузки (в порту отправления) или после выгрузки (в порту прибытия)
  • DOOR (доставка от/до двери) – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя;
  • FI (Free In, свободно от погрузки) – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно;
  • FO (Free Out, свободно от выгрузки) – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна;
  • LI (Liner In, линейные условия при отправлении) – означает, что стоимость приема/обработки груза наконтейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта;
  • LO (Liner Out, линейные условия при прибытии) – означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза наконтейнером терминале включены в ставку фрахта.
  • FIFO – Free in / out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);
  • FILO – Free in / Liner out (погр. за счет отправителя / выгр. за счет линии);
  • LIFO – Liner in / Free out (погр. за счет линии / выгр. за счет отправителя);
  • LILO – Liner in / out (погр./выгр. за счет линии – полные линейные условия).
  • ALL IN (All Inclusive, «все включено») – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, то это означает, что в ставку, помимо фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы – BAF, CAF и т. д.;
  • BAF (Bunker Adjustment Factor, бункерная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);
  • CAF (Currency Adjustment Factor, валютная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта;
  • IMO Surcharge — надбавка за опасный груз;
  • ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность;
  • GRI – плановое повышение базовой ставки с определенной даты;
  • THC (Terminal Handling Charges, терминальная обработка груза) – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC – origin THC), или получатель, если это порт назначения (dTHC – destination THC);
  • Heavy Lift Charge – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении);
  • PCS (Port Congestion Surcharge) – надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта;
  • PSS (Peak Season Surcharge) – надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»);
  • War Risk (военные риски) — взимается в портах, находящихся в зоне военных действий;
  • Winter Surcharge (зимняя надбавка) — взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

Линейное судоходство – перевозка грузов по заранее установленным маршрутам, согласно расписанию, действующему в течение длительного периода.

Перевозка последовательными рейсами – форма судоходства, при которой крупный грузоотправитель заключает долговременное соглашение с судоходной компанией на организацию перевозок судовых партий груза по заранее установленному маршруту согласно расписанию без захода в промежуточные порты.

Трамповое судоходство – перевозка крупных (судовых) партий грузов, носящая уникальный и, как правило, единовременный характер. Осуществляется на основе договора-чартера между судовладельцем и грузовладельцем.

Действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, декларантами могут быть:

  • лицо государства — члена таможенного союза:
      – заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
      – имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;
  • иностранные лица:
      – физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
      – лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Кодекса;
      – организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
      – лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Таможенного союза;

  • для заявления таможенной процедуры таможенного транзита — лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:
      – перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
      – экспедитор, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.

Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей.

Фрахтовые ставки – это сугубо договорная рыночная цена. Она формируется в процессе переговоров между судовладельцем и фрахтователем.

Линейные тарифы – тарифы устанавливаются судовладельцем на длительный период и публикуются. На величину тарифов оказывает влияние конкуренция.

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

«Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015)
Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17

    I confirm my consent to the transmission of information in electronic form (including personal data) via open communication channels via the Internet, as well as to the processing of personal data