Назад к верхней части страницы

Поставка товаров для маркетплейсов из-за рубежа. Как не нарушить закон?

Организация прямых закупок товаров у зарубежных поставщиков с их дальнейшей реализацией на маркетплейсах в РФ позволит убрать из цепочки лишних посредников и предложить покупателям наиболее выгодные цены.

Многие часто задаются вопросом: как быстро и просто купить товар за границей для продажи на маркетплейсах? На него существует несколько ответов, связанных с тем, кому поручить этот процесс и как найти подходящих исполнителей (посредников) для его реализации. Мы же рекомендуем поставить вопрос иначе: как правильно оформить ввоз и реализацию товаров, чтобы к продавцу не возникло претензий со стороны ряда государственных органов исполнительной власти: ФТС, ФНС, Роспотребнадзора, а также правоохранительных органов.

Задуматься об этом стоит заранее, поскольку неграмотные действия, связанные с ввозом товаров по так называемым «серым» схемам, могут повлечь за собой административную или даже уголовную ответственность спустя значительный период времени после реализации такого импорта.

Существует несколько процессов, которые должен изучить предприниматель для того, чтобы вести свою деятельность, связанную с поставкой товаров из-за рубежа, в рамках действующего законодательства:

  • проведение трансграничных оплат нерезидентам;
  • таможенное оформление и уплата таможенных платежей;
  • сертификация товаров (подтверждение соответствия требованиям технических регламентов);
  • маркировка товаров.

Рассмотрим основные мероприятия, реализуемые добросовестными импортерами, а также возможные меры ответственности, связанные с их невыполнением.

1. Проведение оплат за товары за рубеж

 Проведение финансовых операций между резидентами и нерезидентами регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. В случае проведения оплат авансовых платежей за поставку импортируемых товаров, данные оплаты должны быть учтены при декларировании товаров в РФ. В ряде случаев, когда этого не происходит, и резидент РФ оплачивает товары за рубеж с использованием подложных оснований и документов, может наступить уголовная ответственность.
Статья 193.1. УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В случае, если импортируемые товары были оплачены должным образом через уполномоченные банки, а их легальный ввоз в установленные сроки (с таможенным декларированием) по каким-то причинам не состоялся, покупатель должен получить на свой счет возврат денежных средств за непоставленные товары. Если этого не происходит, то наступает административная (Статья 15.25. КоАП РФ), а в определенных случаях и уголовная (Статья 193. ч. 2 УК РФ) ответственность.

Ст. 15.25. ч.5 КоАП РФ Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц…

В случае, если покупатель каким-то образом обеспечивает получение зарубежным поставщиком причитающейся ему оплаты за товар, а впоследствии проводит документальное оформление покупки таких товаров у резидента РФ внутри страны, получая фиктивные первичные бухгалтерские, а также транспортные документы: ТТН, ТН, УПД, счет-фактуру, то всегда остается риск признания такой сделки притворной со стороны ФНС с последующим доначислениям налогов, штрафов и пеней (Ст. 54.1 НК РФ).

2. Таможенное декларирование и уплата пошлин

По российскому законодательству все перемещаемые через границу товары подлежат таможенному декларированию и, за исключением мелких посылок и товаров для личного пользования (до 1000 евро), облагаются таможенными пошлинами и налогами.

Таким образом, импортированный товар должен сопровождаться проверенной и выпущенной таможенным органом декларацией с указанием в ней сумм уплаченных сборов, ввозных пошлин и налогов. Номер таможенной декларации (ДТ) указывается впоследствии в счет-фактуре и по нему налоговая и таможня могут отследить, как был оформлен товар при ввозе.

В случае отдельных товаров, в отношении которых с 2021 года в РФ действует система прослеживаемости товаров, из номера таможенной декларации (ДТ) после ее выпуска предприниматель (импортер) формирует регистрационный номер партии товара, то есть РНПТ, который потом нужно указывать во всех документах о передаче товара из ввезенной партии. Важно отметить, что в прослеживаемости товаров участвует весь бизнес, который работает с импортными товарами из перечня: на любой системе налогообложения и в любой форме, включая ИП. Единственные, кого это не касается — физлица без статуса ИП, включая самозанятых.

При отсутствии сведений о растаможке товара может быть возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,-влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц- от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Выявить такое правонарушение могут в рамках постконтроля, когда товар находится в обороте на территории РФ, причем под таможенную проверку попадают все лица, участвовавшие в сделках с товаром или владеющие им в настоящий момент.

В случае выявления незаконно ввезенных стратегически важных товаров возможно возбуждение уголовного дела по ст. 226.1 УК РФ с возможным наказанием в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

УК РФ Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов...
Еще одним возможным нарушением в этой сфере может стать уклонение от уплаты таможенных платежей. Такие нарушения часто связаны с искажением информации о товаре в сопроводительных документах при ввозе, занижением его стоимости, указанием неверного кода ТН ВЭД и описания товара.

Так как сумма таможенных пошлин и налогов зависит не только от стоимости товара, но и от кода ТН ВЭД, рассчитать платежи возможно только при детальном изучении его характеристик. Если вам предлагают привезти груз из Китая или другой страны рассчитывая платежи с помощью формулы «вес х ** долларов / кг», то, скорее всего, товар будет ввезен незаконно по серым схемам (т.н. КАРГО), либо как контрабанда с полным отсутствием таможенного оформления.

При выявлении случаев неуплаты платежей таможенный орган также может привлечь к ответственности по ст. 16.2 ч. 2 КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений <…>, если они послужили для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов превышает 2 миллиона рублей, будет заведено уголовное дело по ст. 194 УК РФ.

УК РФ Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Таможенные органы активно выявляют подобные товары и каждый год возбуждают более 1500 уголовных дел и более 120 000 дел об административных правонарушениях. При этом, срок контроля ввезенных товаров составляет 3 года, и в течение этого периода могут быть выявлены нарушения и доначислены неуплаченные таможенные платежи.

На сегодняшний день внимание таможенных органов все больше переключается на уже ввезенные товары, так как времени на их проверку остается больше, чем на этапе растаможки. Кроме проблем с неуплатой таможенных пошлин могут возникать и другие нарушения, связанные с наличием необходимых документов или правильностью их оформления.

Так, например, товары, ввезенные по «серым» схемам («КАРГО»), будет невозможно законно реализовать в другие страны Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армению, Киргизию). После реализации товаров в эти страны маркетплейс Озон уполномочивает своих селлеров самостоятельно заявлять о таких сделках через подачу статистических форм учета перемещения товаров в ФТС России. Если товар был ранее ввезен в ЕАЭС из-за рубежа, то при заполнении статистической формы перемещения данного товара между странами ЕАЭС должны указываться в числе прочего код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и номер ДТ, по которой ранее был задекларирован данный товар при его импорте. Организации, либо индивидуальному предпринимателю, которые воспользовались схемами «КАРГО», попросту неоткуда будет взять эти данные для заполнения статистической формы учета перемещения товаров, что может послужить предметом правонарушения по Ст. 19.7.13. КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 19.7.13. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Нарушения по данной статье всегда довольно легко выявляются таможенными органами, и нарушители привлекаются к административной ответственности.

Риски несоблюдения требований по подтверждению безопасности товаров и по их маркировке мы рассмотрим в следующей части статьи.

Часть 2

Часть 3

В учебном центре «Компас ВЭД» на регулярной основе проводится обучение по программам повышения квалификации «Основы работы на маркетплейсах», «Организация импортных закупок для селлеров маркетплейсов».  

Получите подробную консультацию специалиста по организации
импортных закупок товаров для реализации на маркетплейсах!

Тел.: +7 (812) 385 11 20 (многоканальный)
e-mail: info@importo.spb.ru

    Я подтверждаю свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи через Интернет, а также на обработку персональных данных