При доставке грузов с дальнего зарубежья целесообразно использовать интермодальные и мультимодальные перевозки грузов.
В перевозке почти каждого вида груза участвует не один вид транспорта. Перевозку морем, по реке, железной дорогой, самолетом, как правило, дополняет доставка груза автомобилем. В прошлом эту роль обеспечивал гужевой транспорт.
Перевозкой груза в смешанном сообщении сегодня считают ту, в которой доставку груза от отправителя к получателю осуществляют, по крайней мере, два различных вида транспорта, когда она выполняется на этом маршруте под ответственностью только одного перевозчика, по единому транспортному документу, подтверждающему заключение договора перевозки, и оплачивается по единой сквозной тарифной ставке. В ст. 788 ГК РФ такая перевозка определяется термином — «прямое смешанное сообщение». За рубежом они получили наименование «комбинированных» (от англ. глагола to combine — смешивать) или «мультимодальных» (от словосочетания «multi- modal»; «много» — multi; modal — вид, форма) в отличие от перевозок, выполняемых одним видом транспорта — «singlemodal», «unimodal» — «перевозки в прямом (железнодорожном, водном и т. п.) сообщении».
Транспортно-технологическая система интермодальных перевозок оперирует не с грузом вообще, а с определенной его массой, консолидированной (consolidated) в определенном весовом, объемном, штучном количестве и размещенной (юнитизированной) в или на грузовом модуле — укрупненной грузовой единице УГЕ, которую принято обозначать также аббревиатурой — УЛД (Unit Load Device). К УЛД относят: контейнеры, трейлеры, съемный кузов автомобиля, роллтрейлеры (roll-trailers), лихтеры (lighters), контейнерные платформы (FlatRack).
Таким образом, интермодальным сообщением называется транспортно-технологическая система организации перевозок с использованием в перевозочном процессе нескольких видов транспорта, при которой перевозка «грузового места», т. е. груза в грузовом модуле, или самого модуля порожнем, выполняется под ответственностью одного перевозчика, по единому документу, по варианту «от двери до двери» и «точно в срок», которая оплачивается по единой сквозной ставке, с освобождением грузоотправителя от забот в части выбора маршрута, средств транспорта, портов, складских помещений, перегрузочного оборудования.
Для каждого конкретного случая сквозная ставка на мультимодальную перевозку формируется с учетом ряда факторов:
Мультимодальные контейнерные перевозки грузов – эффективное решение для международных перевозок грузов, подлежащих контейнеризации.
Компания «Импорто» оказывает своим клиентам услуги по интермодальным и мультимодальным перевозкам импортных и экспортных грузов, котируя сквозную ставку на перевозку груза до двери получателя, которая фиксируется и остается неизменной на всем протяжении процесса доставки.
В мультимодальных перевозках всегда задействуется несколько транспортных средств. Возможны различные комбинации: самолет + автомобиль, морское судно + грузовая машина. В зависимости от того, какой транспорт занимает ведущую роль в перевозке, выделяют следующие виды мультимодальных перевозок грузов:
Применяются в случаях, когда получатель и отправитель связаны единым водным маршрутом. Мультимодальность перевозок заключается в том, что доставка в порт убытия и вывоз из порта прибытия может осуществляться железнодорожными составами или грузовыми автомобилями.
Доставка грузов воздушными судами применяется, когда перемещение по сухопутному или водному маршруту оказывается слишком долгим по времени, дорогостоящим или затруднительным. Он оптимален для скоропортящихся товаров. На пути следования партии могут доставляться в аэропорт автомобилями, далее перегружаться на самолеты разных рейсов, доставляться в конечный пункт также автомобилями, либо по ж/д.
Иногда основное плечо доставки составляет автотранспорт. Например, грузы прибывают морем в южные порты РФ (Новороссийск, Темрюк, Азов и др.) и следуют на автомобилях в Центральную часть, либо на север России.
На ж/д составах грузы могут транспортироваться на дальние расстояния, в том числе в составе ускоренных контейнерных поездов, следовать в(из)из порты(ов) с участием морского либо речного транспорта. Также, в эту цепочку может включаться и автомобильный транспорт, если конечный адрес доставки находится на расстоянии от железнодорожной станции.