Основные варианты организации поставок товаров из Китая
Если вы решили поставлять новый продукт из Китая, то принципиально существует несколько вариантов организации схемы поставок. Выбор модели всегда индивидуален и зависит от следующих факторов:
- наличие опыта ведения ВЭД и работы с китайскими поставщиками;
- объема заказа и специальных условий организации производства: OEM, ODM (если они присутствуют);
- наличие готовности к работе в качестве участника внешнеэкономической деятельности (импортера) в соответствии с законодательством РФ.
Вариант 1. Прямые поставки из Китая
При таком варианте ваша компания является стороной внешнеторгового договора, по которому непосредственно происходят выполнение заказов и реализация отгрузок в Китае, а также таможенное оформление товаров в РФ. Организация прямых поставок удобна при больших заказах и возможна исключительно в случае вашей готовности выступать в качестве участника внешнеэкономической деятельности, а также наличии в штате специалистов по ведению ВЭД с опытом закупок на азиатских рынках.
Как правило, при такой модели компании-импортеры передают функции по доставке и таможенному оформлению (таможенное оформление может производиться и силами самой компании) провайдерам соответствующих услуг.
В результате работы по сценарию прямых поставок вы получите максимально полный контроль над товаром (право собственности на всех стадиях поставки), расчетами по сделке, а также контроль за выбором поставщиков услуг (логистика, услуги в стране экспорта, таможенное оформление в РФ и др.).
Однако следует помнить, что работа по такой модели потребует содержание в штате вашей компании (отдел закупок, юридический отдел, бухгалтерия) специалистов с опытом сопровождения ВЭД. Кроме того, руководитель компании-импортера вынужден нести дополнительную ответственность за соблюдение всех требований законодательства РФ, регулирующего ведение ВЭД.
Справка:
Основные нормативные акты: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", соответствующие разделы Гражданского и Налогового кодексов РФ и др.
Вариант 2. Передача функций, необходимых для реализации внешнеторговых сделок, на полный или частичный аутсорсинг
Работа по данной модели может быть выстроена индивидуально, в зависимости от компетенций компании – покупателя, а также желаемой степени контроля над процессами реализации поставки.
Передача ВЭД на полный аутсорсинг, с одной стороны, является преимуществом, поскольку освобождает финансовые и административные ресурсы, в то же время, требует от компании–покупателя определенных компетенций для выбора ВЭД-оператора, а также выстраивания с ним прозрачной схемы работы в действующем правовом поле.
В данном случае основными критериями успеха являются:
- опыт и надежность ВЭД-оператора;
- согласованная и понятная схема работы между покупателем и ВЭД-оператором.
При выборе модели также следует учитывать, что для снижения региональных рисков, характерных для КНР, при организации поставок из этой страны потребуется необходимость реализации ряда мероприятий непосредственно в стране экспорта (контроль качества товаров, предотгрузочная инспекция и др.). Выбор организации–исполнителя данных услуг также может оказать заметное влияние на успех всего дела.
21.09.2015
Гордиенок Роман