Мультимодальные грузоперевозки
Международная мультимодальная перевозка представляет собой совокупность перевозок различными видами транспорта, которые используются для доставки грузов из одной страны в другую. Это транспортировка грузов по одному договору, но выполненная, по меньшей мере, двумя видами транспорта. Она может включать в себя комбинацию как автомобильных, железнодорожных, морских, так и авиационных перевозок.
Главное преимущество мультимодальной перевозки заключается в возможности использования оптимальных маршрутов и видов транспорта с учетом специфики груза, срока поставки и географических особенностей. Это позволяет снизить затраты и сроки, повысить эффективность и точность доставки, а также минимизировать риски, связанные с возможными перебоями или задержками в случае использования одного вида транспорта.
Мультимодальная перевозка основана на согласованных действиях перевозчиков, которые обеспечивают непрерывность доставки груза от начальной точки до конечного пункта назначения. При этом каждый перевозчик отвечает за свою часть маршрута и гарантирует передачу груза следующему.
Модель договорной организации мультимодальных грузоперевозок
Рассмотрим самую распространённую модель договорной организации таких перевозок. В такой перевозке участвуют перевозчики различными видами транспорта. Грузовладелец взаимодействует с экспедитором, который, в свою очередь, взаимодействует с перевозчиками и несет перед клиентом ответственность, установленную ГК РФ и № 87-ФЗ от 30.06.2003 г. Перевозчики несут ответственность перед экспедитором (или грузовладельцем) в рамках своих перевозок. Все этапы перевозки в таком случае выполняются по отдельным транспортным документам (в зависимости от вида транспорта BL, AWB, международная ЖД накладная, CMR или соответствующие национальные документы, если перевозка начинается и заканчивается внутри одной страны). Экспедитор отвечает за груз перед своим заказчиком на протяжении всего маршрута (в пределах ответственности, установленной законодательством РФ и договором на оказание экспедиторских услуг). Вид ответственности и её пределы зависят от вида транспорта и факта, является ли такая перевозка международной или внутренней. Для международных перевозок предел ответственности часто выражен в расчетных единицах – единицах специального права заимствования (СДР), курс которых к рублю на текущий момент колеблется в районе 110-120 рублей за единицу. Согласно 87-ФЗ предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 СДР за одно место или единицу отгрузки, что составляет примерно 75-80 тысяч рублей. Кроме того, важно разобраться в причине порчи или утраты груза, ведь она не всегда возникает по вине экспедитора. Точную сумму возмещения определяют с учетом нескольких факторов:- условия договора транспортной экспедиции;
- стоимость груза;
- наличие упущенной выгоды;
- сумма, возмещенная перевозчиком экспедитору и т.д.
Мультимодальная транспортная накладная
Ещё один вариант организации мультимодальной перевозки связан с использованием единого товаросопроводительного документа - мультимодальный транспортный накладной. Вся международная перевозка будет происходить на основании единого перевозочного документа. При этом организацией доставки груза будет заниматься один оператор смешанной перевозки. Таким оператором будет выступать российская транспортно-экспедиционная компания. На основании международных правил, регулирующих смешанную перевозку, разработаны стандартные формы документов Международной федерацией транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) - коносамент ФИАТА. В рамках мультимодальной перевозки объектом транспортировки могут выступать практически любые грузы, однако наиболее часто таким способом перевозят контейнерные грузы. Использование грузовых контейнеров позволяет более эффективно организовать смену вида транспорта и без лишних расходов и временных потерь перемещать контейнер с борта морского судна на железнодорожную платформу или на автомобильную фитинговую платформу. При этом обеспечивается сохранность груза, к нему отсутствует доступ третьих лиц в результате его опломбировки и проведения контроля со стороны перевозчика и таможенных органов.Факторы выбора оптимальной модели мультимодальной перевозки
В зависимости от используемых видов транспорта существенно различаются условия перевозки, определяемые отдельными договорами и международными правилами. В таких условиях для грузополучателя гораздо удобнее заключить единый договор транспортной экспедиции и иметь понятные условия по срокам доставки и ответственности сторон договора. В противном случае необходимо детально разбираться в правилах перевозки каждым видом транспорта, налаживать контакты со всеми участниками процесса доставки груза, включая перевозчиков, грузовые терминалы, портовые службы, склады временного хранения и т.д. Отдельного внимания требует вопрос контроля движения груза, обеспечения его сохранности и соблюдения сроков доставки. Так как при мультимодальной перевозке часто используется морской и железнодорожный транспорт, при выборе непроверенного перевозчика велик риск столкнуться с задержкой при выгрузке контейнера в порту или на ЖД станции, при обработке груза на терминале, прохождении пограничного и таможенного контроля и т.п. А в ряде случаев без знания внутренних правил перевозчика груз может простоять на складе или на терминале длительное время, если вовремя не подготовить нужные документы или дополнительно не уведомить контрагента о необходимости отправки груза. Для успешной реализации мультимодальной перевозки необходимо тщательно планировать маршрут и выбор видов транспорта, контролировать правильное оформление коммерческих документов, а также всех необходимых транспортных документов, используемых в каждом виде перевозки. Отдельное внимание всегда уделяется вопросам оформления таможенных документов. Вместе с тем не стоит пренебрегать требованиями к упаковке и маркировке конкретного типа груза, а также рекомендациями по страхованию грузов в процессе мультимодальной перевозки от рисков повреждения и утраты, или даже «от всех рисков».Минимизация рисков при мультимодальных грузоперевозках
В многих случаях российские импортеры поручают доставку и страхование груза продавцу товара, не учитывая тот факт, что он не всегда разбирается в тонкостях подготовки документов и требованиях к товарам со стороны российской таможни. Недочеты в подготовке документов, маркировке и упаковке груза могут привести к его задержке или повреждении при грузовых операциях. Более целесообразно привлекать экспедиторские компании, имеющие опыт организации международных грузоперевозок в Россию. Участие множества компаний в процессе перевозки накладывает свои особенности, связанные с распределением ответственности. Как правило, перевозчики несут ответственность перед экспедиторской компанией, являющейся оператором мультимодальный перевозки. В случае возникновения проблем при доставке потребуется выяснить, по чьей вине они произошли, и согласовать размер и порядок возмещения ущерба. Отношения перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев при организации международных мультимодальных перевозок довольно сложные и, если происходит порча (повреждение) или утрата груза, то иногда разбирательства по выявлению ответственных лиц и взысканию с них компенсаций затягиваются на месяцы, а то и годы. Поэтому эффективнее и правильнее грузовладельцу страховать грузы от всех рисков на всем маршруте следования. Страховая компания компенсирует ущерб выгодоприобретателю и далее в порядке регресса будет распутываться дальше весь этот сложный клубок. Как правило, такая схема работы более надёжна с учётом того, что перевозчики являются иностранными компаниями, с которых трудно взыскать убытки через суд ввиду сложности исполнения судебных решений в иностранных государствах. Осуществление страхования грузов позволит снизить такие риски и упростить жизнь как себе, так и экспедиторским компаниям.Аутсорсинг ВЭД
Все перечисленные аспекты требуют грамотной организации и координации между различными перевозчиками и участниками логистической цепи. Поэтому важен выбор надежного и опытного логистического оператора, который сможет предоставить полный спектр услуг по организации и сопровождению мультимодальной перевозки. Компания «Импорто» работает по описанной выше модели полного комплекса услуг. Весь процесс осуществления мультимодальной перевозки компанией «Импорто» разделен на блоки и имеет чёткую структуру. На первом этапе проводится полный сбор и обмен информацией с заказчиком, в ходе которого выясняются все детали и особенности, которые необходимо учесть при перевозке, затем с соблюдением этих особенностей происходит планирование и организация поставки. В зависимости от типа груза и требуемых сроков поставки подбирается наиболее оптимальный маршрут, который будет соответствовать финансовым возможностям заказчика. Стоит отметить, что ГК «Импорто» грамотно распределяет все зоны ответственности, что упрощает контроль перевозки на протяжении всего пути. Более того, компания берет на себя полную ответственность за сохранность груза клиента.Тел.: +7 (812) 385 11 20 (многоканальный)
e-mail: info@importo.spb.ru
✕