Назад к верхней части страницы

Транспортная логистика экспорта и импорта грузов из/в РФ после 24.02.2022.

Влияние вводимых экономических санкций на изменение традиционных логистических схем.

Ситуация на рынке международных грузоперевозок была непростой в последние годы. Последствия пандемии привели к трудностям с пересечением сухопутных границ автотранспортом, дефициту порожних морских контейнеров в ряде азиатских стран, отмене значительного количества грузопассажирских авиарейсов, изменению традиционных цепей поставок. В связи с этим комплексом проблем действующие до 2020 года ставки на услуги международных перевозок сильно возросли. Особенно болезненно это сказалось на морских перевозках. Спецоперация на Украине в 2022 году еще больше усложнила эту ситуацию для России. Рассмотрим основные изменения в области грузоперевозок после 24 февраля 2022 года.

Изображение от jcomp на Freepik

Среди основных факторов, влияющих на экспортную и импортную логистику РФ после начала спецоперации, можно отметить следующие изменения, прямо или косвенно связанные с введением санкций против нашей страны:

  • Ограничения на работу национальных авиаперевозчиков. Прекращение международных рейсов в ряд стран крупнейшего грузового авиаперевозчика РФ (ГК «Волга-Днепр»);
  • Закрытие воздушного пространства для российских воздушных судов, а также отмена собственных рейсов в РФ со стороны авиаперевозчиков ряда «недружественных» стран;
  • Запрет на размещение новых букингов в/из портов РФ со стороны крупнейших зарубежным морских контейнерных перевозчиков (Maersk, CMA-CGM, OOCL, Hapag Lloyd, MSC и др.) радикально поменял экспортную и импортную логистику российских грузов, следовавших ранее через порты Балтийского и Черного морей;
  • Введение запрета на продажу, вывоз и транзит санкционных товаров со стороны Евросоюза привел к необходимости проверять все транзитные грузы, доставляемые в РФ, на предмет соответствия санкционным спискам в странах EC. Данное обстоятельство усложнило работу и без того загруженных транзитных портов в Европе, в которых скопились более десяти тысяч контейнеров российских грузовладельцев;
  • Приостановка железнодорожного транзита контейнерных грузов европейских грузовладельцев через РФ из Китая и портов Дальнего Востока в ускоренных контейнерных поездах привела к незначительному освобождению провозной способности российских железных дорог;
  • Запрет на коммерческие перевозки грузов по территории EC автомобильным транспортом, зарегистрированным в РФ и РБ, ограничил доступность транспортных средств на направлениях РФ-EC и EC-РФ, что неминуемо приведет к росту стоимости грузоперевозок.

Рассмотрим подробнее действие вышеизложенных факторов

Первое время появившийся перечень санкционных товаров вызывал множество вопросов как у зарубежных поставщиков, так и у российских импортеров. На практике многое зависело не только от товара, но и от получателя, сферы дальнейшего использования данного товара и других обстоятельств. Перечень санкций EC и США содержит значительное количество товарных позиций и ограничивает поставку товаров, связанных с их военным назначением, использованием в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и других ключевых отраслях российской экономики. Также был анонсирован перечень т.н. предметов роскоши, запрещенных к экспорту в РФ. При этом еще до введения официальных санкций многие иностранные перевозчики перестали осуществлять доставку грузов из США и ЕС в РФ, а также прекратили экспортные отправки из России. Неоднозначной оказалась и ситуация с контейнерными грузами, которые оказались в этот момент в процессе доставки. Часть контейнеров была выгружена в европейских портах, некоторые были перемещены дополнительно в другие порты ЕС. После установления конкретных санкционных списков и проверки товарных партий, значительная часть грузов, не попадающих под запрет на поставку, была доставлена в Россию. Но у многих участников ВЭД до сих пор возникает вопрос: как вывезти застрявший груз? Пока в таком случае возможны варианты вывоза груза из ЕС автотранспортом через Латвию и ряд других стран. Такая доставка из ЕС позволяет вывезти несанкционные грузы наземным путем.

Вывоз грузов из ЕС и США

Image by tawatchai07 on Freepik

В актуальном вопросе «Как вывезти контейнеры из портов EC?» возникает еще ряд аспектов, в частности, на какой терминал выгружен контейнер, и, какая линия является перевозчиком. В частности, появлялась информация о необходимости внесения депозита за контейнер при перевозке в Россию или требование о доплате за дополнительное перемещение контейнера между европейскими портами. Одним из альтернативных маршрутов остается контейнерная доставка через Турцию, хоть она и подразумевает достаточно высокую плату за перевозку. Теперь доставка товаров из EC и США морским путем затруднена в связи с решениями многих линий прекратить перевозки на территорию РФ. Правда, остаются и другие виды транспорта. Вполне закономерно, что проблемы морской доставки привели к перетоку грузов на другие направления, в частности авто и ж/д доставку. В таких условиях многие компании столкнулись с весьма сложной задачей: как вывезти груз из США? Наземных маршрутов в виду географии нет, а контейнерные линии не принимают заказы на доставку в РФ.

Вывоз грузов из Индии

 

Изображение от jcomp на Freepik

Доставка из Индии обычно подразумевает морскую или авиаперевозку, причем осуществлять ее могут с одной или несколькими перегрузками в пути следования. Для контейнерных грузов морская доставка из Индии была связана с перевалкой в европейских портах с последующей доставкой фидерным судном. В настоящее время морская контейнерная логистика из Индии переориентируется на трансшипмент в КНР, а также напрямую в порты Дальнего Востока РФ. Доставка контейнерных грузов из Китая морем через Суэцкий канал в порты Балтийского моря также традиционно была организована через европейские порты трансшипмента (Роттердам, Гамбург, Антверпен и др.). Логистика из EC обычно подразумевала автоперевозку через прибалтийские государства в Беларусь, и пограничные регионы России. Если рассматривать грузы из других регионов, часто доставляемые морским транспортом, то наиболее адекватной заменой остается автоперевозка, если существует сухопутный маршрут, и доставка производится на сравнительно небольшом расстоянии. Такая ситуация будет характерна для торговли с Европой. Но и здесь отрасль перевозок пострадала от санкций. В частности, очередной пакет европейских санкций запретил российским и белорусским автоперевозчикам доступ на территорию ЕС. Но, даже если доставку осуществляет иностранный перевозчик, часто возникают сложности с оформлением EX-1 (экспортная таможенная декларация) в EC. Не все отправители готовы самостоятельно выполнить эту процедуру, кроме того, многие перевозчики перестали заниматься оформлением EX-1. Поэтому, еще до отправки груза необходимо выяснить, кто оформит документы на транзит и вывоз груза из ЕС.

Вывоз грузов по железной дороге

Железнодорожное направление больше интересует при перевозках с востока. Наиболее востребованный сервис – это ж/д доставка из Китая. Несмотря на то, что погранпереходы работают круглосуточно и была проведена модернизация ж/д пункта пропуска в Забайкальске, резкий рост количества ускоренных контейнерных поездов периодически приводит к заторам в районах станций назначения Московского железнодорожного узла, в частности станций Ворсино, Ховрино, Электроугли. Пропускная способность станций не позволяет оперативно обработать поступившие грузы, вследствие чего ряд поездов оказываются брошенными и ждут разгрузки по несколько недель. Задержки при таможенном оформлении поступающих грузов также привели к повышению тарифов на хранение грузов на контейнерных терминалах станций.

Изображение от jcomp на Freepik

Вывоз грузов авиаперевозчиками

Для некоторых грузов, имеющих небольшой вес и объем, более актуальна авиаперевозка. Ввиду действующих санкций значительное число авиаперевозчиков отказалось выполнять рейсы в Россию. Кроме того, был введен запрет на полеты российских самолетов в ряд «недружественных» нам государств. В качестве ответной меры, Россия запретила полеты на своей территории самолетов, зарегистрированных в данных государствах. Таким образом, прекращение авиасообщения с рядом стран и работы зарубежных авиакомпаний сильно снизило количество возможных вариантов доставки грузов. Тем не менее, авиадоставка возможна воздушными судами стран, не попавших под санкции.

Помимо транспортных проблем существуют особенности действия санкционных ограничений. Все чаще мы сталкиваемся с проверкой при экспорте товаров из EC, когда отправитель или транспортная компания сверяет номенклатуру наших грузов с санкционными списками. В ряде случаев дополнительно требуется подготовить документы о назначении товаров и их неприменении в военной сфере. В этой ситуации наибольшую сложность представляет вывоз товаров двойного назначения из EC и США. Большинство поставщиков отказалось отгружать подобную продукцию в адрес российских получателей.

Так как санкционные проблемы возникли главным образом между Россией и ЕС/США, возникло закономерное стремление переориентировать поставки грузов на третьи страны с последующим реэкспортом в РФ. Обычно для этого предполагается осуществить доставку через Армению или Казахстан. Согласно последним заявлениям казахских властей помощи в обходе санкций нам ждать не приходится и схемы доставки санкционных грузов в РФ должны пройти через другие государства. Доставка грузов через Армению, Грузию и Турцию также выглядит перспективным вариантом, так что в ближайшее время можно ожидать увеличения транзита товаров на этом направлении. Главным ограничением опять же выступает пропускная способность пунктов пропуска. На сегодняшний день очередь в Верхнем Ларсе предполагает ожидание до двух недель. Еще одним транзитным вариантом остается доставка через Сербию с последующим вывозом авиатранспортом. Таким образом, ответ на вопрос «Как вывести санкционные грузы из EC» должен учитывать не только физическую возможность переместить товар, но и четкое определение всех участников этого процесса и их обязанностей. Учесть необходимо все, начиная с оформления EX-1, сопроводительных документов, выбора стран транзита и погранпереходов, а также стоимости и сроков доставки товаров. Впрочем, несмотря на все последние события и обстоятельства внешняя торговля не останавливается, и логистические решения регулярно дополняются новыми вариантами и участниками, готовыми их реализовать.

Оставьте заявку на транспортно-экспедиторские услуги и мы поможем найти оптимальные антикризисные логистические решения для доставки Ваших грузов.

Тел.: +7 (812) 385 11 20 (многоканальный)

e-mail: info@importo.spb.ru

Тел.: +7 (812) 385 11 20 (многоканальный)
e-mail: info@importo.spb.ru

    Я подтверждаю свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи через Интернет, а также на обработку персональных данных